Ваш ребенок, ваша кроха, сегодня идет в первый класс. В руках астры, на лице улыбка — он ничем не отличается от тысяч своих ровесников. Проходит неделя, вторая, и в дневнике появляются первые записи: «Не учил», «Невнимателен», «Выходит из класса, не спросив разрешения». А после первой беседы школьного психолога с ребенком, родителей вызывают в школу, где рекомендуют показать малыша психоневрологу. Диагноз ввергает их в шок — дебильность, легкая степень умственного расстройства (олигофрения). Но как же так? Ребенок совсем не похож на умственно отсталого. Глаза на месте, слюни не пускает, а то, что настроение неустойчиво — то кричит, то ласкается, так перепады настроения у всех детей бывают.
Сможет ли такой особенный ребенок учиться в общеобразовательной школе, или хотя бы закончить начальные классы? Диагноз дебильность стоит в медицинской карте у 2/3 людей, страдающих нарушением интеллекта. Столь многочисленная категория, как вы понимаете, в принципе не может быть однородной. Степень дебильности будет варьироваться от тяжелой стадии, которая граничит с имбецильностью, до легкой, где проблемы с психикой сможет определить только специалист. Чтобы понять «интеллектуальные рамки» такого больного, заболевание начали делить на стадии (степени). За основной классифицирующий фактор был принят коэффициент интеллекта IQ.
Легкая стадия дебильности при IQ 65…69
Интеллект людей в этой форме дебильности достаточно близок к норме. Эти люди могут:
- Овладеть рабочей специальностью, которая не потребует от них приложения значительных умственных усилий.
- Применять в быту элементарные навыки самообслуживания — посещать туалет, купаться, одеваться и раздеваться, стричь ногти, расчесываться.
- При условии устойчивой социальной адаптации эти люди могут завести семью и стать верными и любящими супругами.
- Учиться в общеобразовательной школе, если в их программу будут введены дополнительные занятия. Этот пункт выполняется далеко не всегда. Чаще всего дети с легкой и умеренной стадией дебильности занимаются в коррекционных интернатах.
- Развить свои навыки межличностного и коллективного общения в достаточной мере для того чтобы влиться в социум. Этому способствует значительный активный и пассивный словарный запас.
- Некоторые из дебилов проявляют недюжинные таланты к пению, рисованию, и почти никогда — к математике и физике. Но и здесь есть исключения.
Луи Флери — умственно отсталый ребенок двух сифилитиков, появился на свет в Армантьере (Франция). Всю свою жизнь он провел в психиатрической больнице, где персонал подметил его феноменальную способность решать в уме математические задачи. Так, в присутствии дюжины известнейших математиков того времени, ему как-то раз задали вопрос: «Есть 64 коробки. В первую ты кладешь одно зернышко, а в каждую следующую в два раза больше чем в предыдущую. Сколько всего зерна в коробках?» Через несколько секунд Луи высчитал количество членов этой арифметической прогрессии — 18 446 734 073 709 551615. Все это он сообщил достойному собранию, страшно гримасничая и пряча лицо.
Но даже при этой положительной динамике, у людей на легкой стадии дебильности наблюдается: высокая внушаемость, трудности с принятием решений. Доминирует конкретно-описательный тип мышления — видя внешнюю сторону события, они не в состоянии произвести его анализ и сделать логические привязки.
Умеренно выраженная стадия дебильности при IQ 60…64
- Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме, иногда такие люди не могут обойтись без посторонней помощи.
- Так как все действия выполняются механически, по заученной схеме, то доступен только малоквалифицированный труд — расклейщик объявлений, уборщик. Если повезет, люди с умеренно выраженной степенью дебильности находят работу через органы социальной защиты.
Света, 24 года. Диагноз — косноязычность, умственная отсталость, инвалид детства 2 группы. После окончания коррекционной школы считала до сотни, решала простейшие задачи, читала и писала. Два года отзанималась в центре социально-трудовой адаптации, где ее научили выращивать и ухаживать за растениями. Устроилась на работу в Ботанический сад Академии наук РФ, куда добирается (на другой конец города) самостоятельно. Подружилась со своей бригадой, часто посещает школу и центр. Вместе с родителями ходит на выставки и в кино. Овладела бытовыми навыками — убирает квартиру, стирает, может купить продукты по списку.
- Способности к творчеству сильно ограничены. Если родители или коррекционные заведения не занимаются организацией их досуга, дебилы проводят свободное время за телевизором, либо на прогулках.
- Такие люди способны к простейшим умозаключениям, поэтому в обыденных ситуациях ориентируются достаточно хорошо. Мораль и законность для них не пустой звук. Если умственно отсталый человек совершает неправомерные действия, то каждый случай рассматривается индивидуально судебно-психиатрической экспертизой, которая определяет степень его вменяемости.
Тяжелая стадия дебильности IQ 50…59
Эта степень дебильности встречается достаточно редко. Имеет следующие отличительные признаки:
- Маленький словарный запас, затрудненное восприятие и порождение речи (аграмматизм). Говорить дети с тяжелой формой дебильности начинают к 4-5 годам.
- Бытовые навыки приобретаются с огромным трудом, к профессиональной деятельности по ряду психологических критериев (нарушения памяти, внимания, моторики) такие люди непригодны.
- Характерна эмоциональная торпидность — состояние, при котором человек «застревает» в одной эмоции, не взирая перемену ситуации.
- Больные этой группы легко попадают под чужое влияние, наблюдается склонность к бродяжничеству, злоупотребление спиртным, наркомания. На тяжелой стадии олигофрены достаточно сложно поддаются контролю. Зачастую сознанием таких людей руководят простейшие инстинкты — тяга к еде, сну, сексу.
Клинико-физиологическая классификация (формы дебильности)
В зависимости от физиологического тонуса головного мозга существует деление дебильности на формы. Такая классификация характеризует особенности эмоционального и психологического развития умственно отсталых людей.
Атоническая форма.
Людей этой группы отличает немотивированное поведение, безразличие, резкая смена активности. Серьезные проблемы со вниманием и способностью удерживать психическое напряжение. Может развиваться по следующим вариантам:
- аспонтанно-апатический (обеднение эмоций, ограничение интересов);
- акатизический (суетливость, непоседливость);
- мориоподобный (дурашливость, многоречивость).
Стеническая форма.
Самый благоприятный прогноз. Пациенты с этой формой дебильности хорошо адаптируются и способны использовать полученные умения в повседневной жизни и на работе. Проявляется равномерное недоразвитие интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сферы. Заболевание может протекать по уравновешенному или неуравновешенному варианту.
Астеническая форма.
Больные быстро устают, как физически, так и морально. Эмоционально неустойчивы, не способны пользоваться даже теми знаниями, которые у них есть. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным, его объем сужен. Эти люди не могут одновременно заниматься двумя делами — например, писать и слушать, говорить и играть. Варианты этой формы умственной отсталости:
- основной. Характеризуется общими клиническими особенностями дебильности — аффективной неуравновешенностью, угловатостью движений, неусидчивостью.
- брадипсихический. Речь и мышление сильно заторможены.
- дислалический. Выраженные расстройства речи.
- диспрактический. Нарушения мелкой моторики (точные мелкие движения рук).
- дисмнестический. Нарушения памяти на фоне остальных, менее серьезных расстройств.
Дисфорическая форма.
Самая тяжелая и опасная из всех. Дебилы этой группы агрессивны и постоянно вступают в конфликты. Они сексуально раскрепощены, могут прилюдно обнажаться и онанировать. Испытывают большие трудности в обучении и приобретении трудовых навыков. Только 30% людей из этой группы способны на обучение в специальном коррекционном интернате. Остальные находятся в детских домах для инвалидов или в семье. Вариантов для этой формы болезни не выделено.
Дети и взрослые на любой стадии дебильности способны чувствовать, помнить, выражать свои желания. Разница между интеллектом дебила и личности с нормальным уровнем IQ слишком велика, чтобы ее сгладить. Патологии мозга неизлечимы — это факт. Но никто и не ставит перед собой подобные невыполнимые задачи. Цель №1 для родителей и педагогов специализированных школ — откорректировать поведение умственно отсталого ребенка, дать ему необходимые умения и навыки, для того чтобы он смог самостоятельно решать свои проблемы как на бытовом, так и профессиональном уровне.
Читайте также:
- Лакунарное слабоумие: симптомы и лечение
- Дебильность – что это, признаки, симптомы, лечение
- Идиотия – что это, симптомы, лечение