Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».
Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.
Причины
Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:
- эндогенный (внутренний) фактор;
- экзогенный (внешний) фактор;
- сочетание обоих факторов.
Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.
Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.
Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.
Внешние факторы умственной отсталости могут оказать влияние на ребенка не только до рождения, но и в раннем детстве. Это болезни головного мозга (в том числе травмы, опухоли) и тяжелые инфекции в виде кори, скарлатины, перенесенные до 3-летнего возраста.
Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.
Классификация
В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:
- легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
- умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
- тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
- глубокая с IQ <20 (идиотия).
Как видно из классификации, степени олигофрении зависят от коэффициента интеллекта. При легкой степени умственной отсталости – дебильности – способности детей ограничены хорошей разговорной речью, простейшему счету и письму. Им не свойственны логичность, рассуждения, мышление, аргументированность.
На видео показаны примеры развития логического мышления у детей с речевыми нарушениями:
Имбецилы имеют скудный словарный запас, из-за этого выражают желания через эмоциональные оттенки одних и тех же слов. Ограничены в самообслуживании. Этот вид болезни официально подразделяется на умеренную и тяжелую степени в зависимости от IQ.
Глубокая степень олигофрении – это идиотия. У детей с таким диагнозом речь не развивается, они произносят только нечленораздельные звуки и слова. Не способны к элементарному самообслуживанию, не могут узнавать людей.
Симптомы
Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:
- сознательной деятельности;
- познания и обобщения;
- речи;
- эмоций.
Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.
Характерными симптомами олигофрении у новорожденных детей считаются:
- отклонения от нормы в строении головы, лица и тела;
- нарушения в строении внутренних органов;
- признаки фенилкетонурии (генетического заболевания, связанного с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина):
- кислый запах мочи и кожи,
- очень бледные кожные покровы,
- неестественно светлые голубые глаза,
- вялость, отсутствие реакции,
- судороги,
- мышечная слабость.
У маленьких детей внешние признаки олигофрении проявляются в задержке развития таких основных функций, как держание головы, предречевой лепет, умение сидеть, вставать.
Проявление некоторых наследственных факторов олигофрении можно диагностировать в процессе беременности.
Диагностика умственной отсталости у детей первого года жизни проводится по состоянию рефлекторных функций, отклонениям в поведении и физическом развитии. На втором году жизни можно установить степень диагноза.
Лечение
При выявлении у ребенка олигофрении нужно не опускать руки, а стремиться к поддержанию детского здоровья вне зависимости от степени заболевания. Некоторая коррекция умственной отсталости возможна при болезнях наследственного характера, связанных с нарушением обмена веществ.
В большинстве случаев данного диагноза показано симптоматическое лечение – способы терапии, заглушающие признаки болезни, но не устраняющие ее причины.
Профилактика
Предупреждением заболевания олигофренией нужно заниматься до начала беременности. Для этого супругам следует сдать анализ на возможные инфекции и вылечить их. На начальной стадии беременности женщине необходимо пройти тест на генетические патологии, а в течение всего периода вынашивания плода – оберегать свой организм от вирусных заболеваний. Снижение риска возникновения олигофрении также связано с благополучным протеканием родов.
Взаимодействие с окружающим миром
Учеными доказано, что у детей-олигофренов социальный уровень несколько выше интеллектуального. Из этого следует, что степень адаптации ребенка в окружающем мире зависит от среды и в большей степени – от воспитания. При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.
Родителям полезно помнить, что диагноз – не приговор и не клеймо, а сигнал к действию. Главное – не отрицать болезнь и не упустить время. Проявляя грамотную активность в борьбе за здоровье ребенка, окружая его заботой и любовью, родные помогут своему чаду раскрыть индивидуальный потенциал.
А сколько в среднем живут олигофрен ?К моего мужа родной брат олигофрен ему 47.